Проект

Главная / Методические идеи / Контакты / Карта сайта

Тема проекта: «Развитие образовательной среды современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов ».
Педагогическая проблема: развитие человека социально – ориентированного, с четко обозначенной гражданской позицией, способного жить в многообразном мире, в гармонии с ним и со всеми людьми.
Цель проекта: создание условий для формирования и развития в образовательном учреждении толерантного пространства основанного на доверии, психологическом комфорте, позитивном кросс - культурном взаимоотношении.
Задачи проекта:
1. Провести педагогический анализ проблемы развития этнической толерантности участников образовательного процесса и выявить условия и факторы, влияющие на формирование толерантности.
2. Разработать педагогическую технологию развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса через содержание образования и во внеурочной деятельности.
3. Внедрить формы и методы работы в образовательный и воспитательный процесс через урочную и внеурочную деятельность для формирования толерантности.

Система показателей по достижению целей проекта:

Наименование показателей эффективности реализации проекта Единица измерения Базовое значение показателя Планируемые значения показателя
2011-2013 2013-2014 2014-2015
Модернизация материально-технической базы
Аппаратное обеспечение для организации школьной сети с выходом в Интернетшт. 0 100
Программное обеспечение для организации локальной сети с выходом в Интернет% 0% 30% 65% 100%
Рабочее место учителя – предметника (мультимедийное оборудование): ноутбуки, интерактивная доска, проектор шт. 1418 22 28
Лингафонный программный комплексшт. 00 0 2
Цифровой фотоаппарат шт. 0 1 0 0
Цифровая видеокамерашт. 0 1 0 0
Коммуникационное оборудование для организации видеоконференций и телемостовШт. 0 2 0 0
Развитие педагогического коллектива школы на основе включения в инновационную деятельность
Количество педагогов , владеющих информационными технологиями% 90%93% 95% 100%
Количество педагогов, повысивших квалификацию по освоению инновационных технологий %60% 70%70% 80%
Количество педагогов, повысивших квалификацию по этнокультурной компетентности %65% 80%90% 100%
Количество семинаров - практикумов, мастер-классов, научно – практических конференций, открытых уроков, публикаций шт. 55 6270 92
Количество педагогов – победителей конкурсов профессионального мастерствакол-во чел. 7 11 16 22
Развитие системы поддержки талантливых детей
Использование современных программных средств при работе с одаренными детьми% 70% 80% 90% 100%
Количество учащихся, участвующих в работе школьного научного общества Кол- во чел. 40 55 65 70
Количество победителей и призеров предметных олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсов и спортивных соревнований Кол- во чел. 42 91 125 140
Повышение качества образовательной подготовки обучающихся
Процент успеваемости% 100%100% 100% 100%
Качество знаний %50%52% 54% 55%
Поступление в высшие учебные заведения% 95%96%97% 98%
Формирование здоровьесберегающей и психологически комфортной среды
Оснащение современным медицинским оборудованием% 55%60% 64% 67%
Охват организованным питанием обучающихся % 82%87%92% 100%
Сотрудничество с центром психолого – педагогической поддержки и реабилитации МБОУ ДО « УМОЦ» % 100% 100% 100% 100%
Формирование и развитие толерантного пространства
Количество учащихся, участвующих в работе Клуба интернациональной дружбы Кол-во Чел. 54 150250 350
Количество учащихся, участвующих в создании и работе театра МКС «ЛЮКС» Кол-воЧел. 025 37 50
Сотрудничество с Советом по делам национальностей г.Королева % 20% 40%70% 100%
Взаимодействие с Клубами интернациональной дружбы города, региона% 15%40% 70% 100%
Количество учащихся, задействованных в мероприятиях, направленных на формирование этнокультурной компетентности Кол-во чел. 690 723 760 800
Социальное партнерство
Количество договоров социального партнерствашт. 12 15 18 20
Количество обучающихся, задействованных в мероприятиях социального партнерства% 100% 100% 100% 100%

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

1. Динамика роста положительного имиджа школы, ее привлекательности для всех представителей этносов многонационального города.
2. Создание программы развития толерантности в триаде: «ученик-родитель-учитель».
3. Внедрение педагогической технологии развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
5. Создание методологической базы формирования и развития толерантности в ОУ.

Актуальность проекта

Школа и общество - сообщающиеся сосуды. Любые изменения ситуации в обществе обязательно сказываются на жизни образовательного учреждения, меняют его задачи, приоритеты, требования к ученику, структуре и содержанию образования.
ХХ век вошел в историю как век грандиозных открытий во всех областях науки и техники не только обогативших культуру человечества, но и в разы увеличивших масштабы и последствия войн и социальных конфликтов, в том числе терроризма.
Начало ХХI века знаменуется углублением глобальных проблем человечества. Можно утверждать, что в современном обществе сильны агрессивность и экстремистские устремления, разрастаются зоны социальных конфликтов. Вышесказанное особенно характерно для межэтнических конфликтов, обусловленных как нарушением традиций и обычаев народов и попыткой их неоправданной унификации, так и политической конъюнктурой, когда национальный вопрос используется для спекуляций в политической борьбе.
В связи с указанными факторами в современном мире остро стоит вопрос о возможности сосуществования представителей различных этносов и конфессий на основе принципов толерантности. Усугубившиеся межнациональные конфликты угрожают благополучию и самому существованию как отдельных этносов, так и государств.
Президент России В. Путин в своих выступлениях неоднократно указывал на необходимость формирования в молодежной среде понимания того, что Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, и призывал к воспитанию толерантности с раннего детства, чтобы ее принципы и нормы помогали преодолевать ксенофобию, экстремизм.
Вместе с тем в условиях возрастающей потребности общества в толерантном поведении граждан ощущается недостаточная теоретическая разработанность проблемы этнической толерантности, педагогических средств и условий ее повышения в современных условиях демократизации и модернизации всех сфер жизнедеятельности российского общества.
В России проблема формирования толерантности в межэтнических отношениях актуальна по целому ряду причин.
По данным переписи 2010 года, в России проживает более 180 народов, которые говорят на 171 языке, а в школах преподаются уроки на 89 национальных языках.
В городе Королёве проживают представители почти ста народов и функционируют четыре национально-культурные автономии. Администрация Королева уделяет самое серьезное внимание выстраиванию межнациональных отношений в духе национальной толерантности. Укрепление межнационального единства жителей является темой многих заседаний Совета по делам национальностей при Администрации города Королёва.
Полиэтничной стала современная школа России, и мы не исключение. Мониторинг движения учащихся за три года показывает устойчивую динамику расширения миграционных потоков, в том числе по России и из стран ближнего зарубежья. В образовательном учреждении обучаются дети 13 национальностей: русские, армяне, украинцы, татары, азербайджанцы, чеченцы, таджики, грузины, киргизы, узбеки, корейцы, калмыки, молдаване. (Приложения 1,2). Это, безусловно, делает облик школы многограннее, однако несет и немало проблем.
Дети различаются в языковом (языки и диалекты), религиозном и мировоззренческом отношениях. Для детей любой этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. Если этого нет, то может сложиться напряженная атмосфера.
Педагогический коллектив ставит целью создание образовательной среды как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и позитивного кросс - культурного взаимоотношения.

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап: сентябрь 2011г. - февраль 2013 г.

Цель: теоретико-прикладное обоснование педагогических условий и факторов развития этнической толерантности учащихся и расширение информационного поля данного понятия.
Задачи:
1.Изучить нормативно-правовые акты, материалы по проблеме этнотолерантного воспитания.
2.Сформировать нормативно - правовую базу для реализации проекта.
3.Изучить национальный состав обучающихся и выявить наличие толерантности как качества, формируемого в ходе учебно-воспитательного процесса у участников образовательного процесса и форм проявления толерантности / интолерантности.
4.Содействовать повышению квалификации педагогических работников по этнотолерантному воспитанию.
5.Развивать этнотолерантное пространство через содержание образовательных программ и разработку педагогической технологии развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат:

1. Расширение знаний о проблеме толерантности в триаде «ученик-родитель-учитель».
2. Участие представителей школы в обучающих мероприятиях, конференциях, семинарах, проводимых в рамках реализации инициативы «Наша новая школа».
3. Формирование нормативно – правовой и методологической базы для реализации проекта.
4. Выявление факторов и условий, влияющих на уровень формирования толерантности / интолерантности в школьном образовании.
5. Определение инструментария в работе по формированию толерантного пространства.
6. Создание программы развития толерантности в триаде «ученик-родитель-учитель».
7. Создание программы деятельности Клуба интернациональной дружбы.
8. Ведение мониторинга движения учащихся, этнического состава ОУ и др.

2 этап: март 2013 г. - август 2014 г.

Цель: внедрение форм и методов работы в образовательный и воспитательный процесс через урочную и внеурочную деятельность для формирования толерантности.
Задачи:
1. Апробировать технологию развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса.
2. Апробировать методики изучения школьной практики формирования толерантности в процессе обучения и воспитания.
3. Выявить зависимость процесса воспитания этнической толерантности от возрастных особенностей учащихся.
4. Создать условия для реализации Программы развития толерантности в триаде «ученик-родитель-учитель».
5. Совершенствовать тематику и формы работы Клуба интернациональной дружбы.
6. Создать материально – технические условия для внедрения инновационных технологий, форм и методов работы.

Ожидаемый результат

1. Развитие этнокультурной компетентности.
2. Личностное развитие участников образовательного процесса.
3. Осознание участниками образовательного процесса взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов.
4. Материально-технические условия для внедрения инновационных технологий, форм и методов работы.
5. Деятельность школьного театра МКС «ЛЮКС» (Международная Культура Сегодня « Любим Юмор, Комедию, Сказку»).

3 этап: сентябрь 2014г. – август 2015г.

Цель: анализ, обобщение и распространение опыта работы школы как полиэтнического центра в микрорайоне.
Задачи:
1. Совершенствовать практику формирования и развития толерантного пространства образовательного учреждения.
2. Создать условия для удовлетворения информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников.
3. Обеспечить условия для трансформации полученных теоретических знаний в соответствующие практические умения и навыки.
4. Расширить взаимодействие со средствами массовой информации по освещению полученного опыта.
5. Совершенствовать материально – технические условия для внедрения инновационных технологий, форм и методов работы.

Ожидаемый результат:
1. Динамика роста положительного имиджа школы, ее привлекательности для всех представителей этносов многонационального города.
2. Внедрение педагогической технологии развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса.
3. Проведение мероприятий по распространению опыта, полученного в ходе реализации проекта.
4. Готовность к открытию на базе образовательного учреждения региональной инновационной площадки (РИП) для проведения семинаров – практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками.
5. Подготовка и публикация материалов по теме проекта.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
7. Развитие общественной активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса.
8. Создание методологической базы формирования и развития толерантности в ОУ.

Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику

Мероприятия Исполнители Сроки Ожидаемые результаты
Модернизация локальной сети Администрация МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова2012-2015г.г. Обеспечение доступа с рабочего места учителя к банку информационно-методических материалов образовательного учреждения и цифровым образовательным ресурсам при подготовке к урокам, мероприятиям. Обеспечение возможности использования Интернет - ресурсов для подготовки к урокам, мастер-классам, семинарам
Организация мультимедийных комплексов для учителей- предметников Администрация МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова 2012-2015г.г. Проведение занятий с использованием современных программных средств
Оборудование конференц-залаАдминистрация МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова 2012-2015г.г. Проведение городских, районных, региональных семинаров, конференций, расширенных заседаний Клуба интернациональной дружбы
Оборудование лингафонного кабинетаАдминистрация МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова 2014-2015г.г. Совершенствование инновационных технологий в преподавании русского языка как неродного
Повышение квалификации педагогических работников Администрация МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова2011-2015г.г. Совершенствование педагогического мастерства с целью создания психологического комфорта в образовательной среде
Проведение психологических тренингов, круглых столов, конференций, мастер – классовПедагогический коллектив МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова 2011-2015г.г. Обобщение и распространение опыта работы школы как полиэтнического центра в микрорайоне
Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях всероссийского, регионального, муниципального уровней Педагогический коллектив МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова2012-2015г.г. Поддержка творческих способностей учащихся; мотивация к обучению учащихся
Организация работы по созданию базы данных победителей и призёров различных конкурсов и олимпиад МБОУ СОШ №2 им.В.Н. МихайловаАдминистрация МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова 2012-2015г.г. Создание базы данных
Участие в акциях: Международный день толерантности, День прав человека, День КонституцииПедагогический коллектив МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова 2011-2015г.г. Личностное развитие участников образовательного процесса, развитие этнокультурной компетентности
Создание методического кабинетаАдминистрация МБОУ СОШ №2 им.В.Н. Михайлова2011-2015г.г. Выпуск сборников методических разработок учителей; выпуск сборников творческих работ учащихся; проведение обучающих семинаров и заседаний методических объединений

Возможное финансовое обеспечение проекта,
необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта

Финансирование осуществляется из нескольких источников: бюджетные, внебюджетные средства.
Реализация проекта потребует приобретения за счёт средств, поступающих из внебюджетных источников, следующего оборудования:
Название
1. Аппаратное обеспечение Flextron для организации локальной школьной сети с выходом Интернет:
-сервер для хранения данных;
-сервер для управления клиентами;
-шлюз в сеть Интернет.
2. Программное обеспечение Microsoft для организации локальной школьной сети с выходом в Интернет
3. Компьютер для учителя или ученика Flextron
4. ЖК-монитор 23.0" Samsung
5. Комплект клавиатура + мышь Microsoft
6. Проектор Epson EH-TW6000
7. Потолочный кронштейн для проектора"Краб"
8. Кабель HDMI Logitech "Professional Presenter R800" SMART Board Dual Touch 690
9. Интерактивная доска SMART Board Dual Touch 690
10. Лингафонный программный комплекс Sanako Study 1200
11. Микроскоп цифровой
12. Фотоаппарат цифровой Nicon D90
13. Видеокамера цифровая Panasonic HC-V1000
14. Указка лазерная Logitech "Professional Presenter R800"
15. Проектор Casio XJ-H1650, интерактивная указка CASIO и программное обеспечение


Формы организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями
Для успешной реализации поставленной цели по развитию образовательной среды школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов необходима совместная общественно значимая деятельность. Наш педагогический коллектив в этом вопросе взаимодействует с:
  • Администрацией города Королева Московской области;
  • Советом Национальностей при Администрации города Королева Московской области;
  • ведущими предприятиями города Королева Московской области;
  • Советом ветеранов города Королева Московской области;
  • Советом ветеранов «Корпорации «Тактическое Ракетное Вооружение»;
  • Деловым и культурным центром «Костино», Клубом любителей литературы города Королева Московской области;
  • МБУ культуры города Королева «Королевским историческим музеем»;
  • Городским Комитетом образования администрации города Королёва Московской области;
  • Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Учебно-методический образовательный центр» (МБОУ ДО «УМОЦ») города Королёва;
  • образовательными учреждениями города Королева Московской области.
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной инновационной технологией, которая позволяет школе динамично развиваться. При этом важным моментом является процесс взаимодействия между учащимися, между учащимися и учителями, учителями и родителями. Процесс направлен на развитие личности ребенка. При взаимодействии идет процесс диалога, непрерывный обменом информацией и опытом.
Формами сетевого взаимодействия выступают:
  • семинары;
  • круглые столы;
  • конференции;
  • Международная космическая олимпиада;
  • заочные путешествия;
  • расширенные заседания Клуба интернациональной дружбы;
  • встречи;
  • конкурсы.
Вместе с учащимися, педагогами и родителями в них принимают участие ветераны Великой Отечественной войны, офицеры Российской Армии, специалисты ведущих предприятий города, представители городского этноса, городских административных структур, работники культуры.
Учащиеся школы принимают участие в следующих конкурсах:
  • Международный конкурс работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности»;
  • региональный конкурс проектов по вопросам социальной адаптации мигрантов средствами образования « Московская область – территория мира и согласия»;
  • VII Международный конкурс образовательных проектов « Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования.
Ежегодно в городе проходит Международная космическая олимпиада. В 2012 году педагогический коллектив школы принимал гостей ХХ Международной Космической Олимпиады из США, Испании. Это учащиеся школ и колледжей. Такие встречи способствуют толерантному взаимодействию, взаимообогащению, формированию этнокультурной компетентности учащихся.
Таким образом проект объединяет усилия школы и других субъектов социокультурной среды города в развитии нового педагогического опыта по этнокультурному воспитанию.

Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения
http://www.korolev-school2.narod.ru/
Наверх Главная
Hosted by uCoz