Главная / Методические идеи /
Контакты /
Карта сайта Педагогическая проблема: развитие человека социально – ориентированного, с четко обозначенной гражданской позицией, способного жить в многообразном мире, в гармонии с ним и со всеми людьми. Цель проекта: создание условий для формирования и развития в образовательном учреждении толерантного пространства основанного на доверии, психологическом комфорте, позитивном кросс - культурном взаимоотношении. Задачи проекта: 1. Провести педагогический анализ проблемы развития этнической толерантности участников образовательного процесса и выявить условия и факторы, влияющие на формирование толерантности. 2. Разработать педагогическую технологию развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса через содержание образования и во внеурочной деятельности. 3. Внедрить формы и методы работы в образовательный и воспитательный процесс через урочную и внеурочную деятельность для формирования толерантности. Система показателей по достижению целей проекта:
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта: 1. Динамика роста положительного имиджа школы, ее привлекательности для всех представителей этносов многонационального города. 2. Создание программы развития толерантности в триаде: «ученик-родитель-учитель». 3. Внедрение педагогической технологии развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса. 4. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. 5. Создание методологической базы формирования и развития толерантности в ОУ. Актуальность проекта Школа и общество - сообщающиеся сосуды. Любые изменения ситуации в обществе обязательно сказываются на жизни образовательного учреждения, меняют его задачи, приоритеты, требования к ученику, структуре и содержанию образования. ХХ век вошел в историю как век грандиозных открытий во всех областях науки и техники не только обогативших культуру человечества, но и в разы увеличивших масштабы и последствия войн и социальных конфликтов, в том числе терроризма. Начало ХХI века знаменуется углублением глобальных проблем человечества. Можно утверждать, что в современном обществе сильны агрессивность и экстремистские устремления, разрастаются зоны социальных конфликтов. Вышесказанное особенно характерно для межэтнических конфликтов, обусловленных как нарушением традиций и обычаев народов и попыткой их неоправданной унификации, так и политической конъюнктурой, когда национальный вопрос используется для спекуляций в политической борьбе. В связи с указанными факторами в современном мире остро стоит вопрос о возможности сосуществования представителей различных этносов и конфессий на основе принципов толерантности. Усугубившиеся межнациональные конфликты угрожают благополучию и самому существованию как отдельных этносов, так и государств. Президент России В. Путин в своих выступлениях неоднократно указывал на необходимость формирования в молодежной среде понимания того, что Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, и призывал к воспитанию толерантности с раннего детства, чтобы ее принципы и нормы помогали преодолевать ксенофобию, экстремизм. Вместе с тем в условиях возрастающей потребности общества в толерантном поведении граждан ощущается недостаточная теоретическая разработанность проблемы этнической толерантности, педагогических средств и условий ее повышения в современных условиях демократизации и модернизации всех сфер жизнедеятельности российского общества. В России проблема формирования толерантности в межэтнических отношениях актуальна по целому ряду причин. По данным переписи 2010 года, в России проживает более 180 народов, которые говорят на 171 языке, а в школах преподаются уроки на 89 национальных языках. В городе Королёве проживают представители почти ста народов и функционируют четыре национально-культурные автономии. Администрация Королева уделяет самое серьезное внимание выстраиванию межнациональных отношений в духе национальной толерантности. Укрепление межнационального единства жителей является темой многих заседаний Совета по делам национальностей при Администрации города Королёва. Полиэтничной стала современная школа России, и мы не исключение. Мониторинг движения учащихся за три года показывает устойчивую динамику расширения миграционных потоков, в том числе по России и из стран ближнего зарубежья. В образовательном учреждении обучаются дети 13 национальностей: русские, армяне, украинцы, татары, азербайджанцы, чеченцы, таджики, грузины, киргизы, узбеки, корейцы, калмыки, молдаване. (Приложения 1,2). Это, безусловно, делает облик школы многограннее, однако несет и немало проблем. Дети различаются в языковом (языки и диалекты), религиозном и мировоззренческом отношениях. Для детей любой этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. Если этого нет, то может сложиться напряженная атмосфера. Педагогический коллектив ставит целью создание образовательной среды как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и позитивного кросс - культурного взаимоотношения. Сроки и этапы реализации проекта 1 этап: сентябрь 2011г. - февраль 2013 г. Цель: теоретико-прикладное обоснование педагогических условий и факторов развития этнической толерантности учащихся и расширение информационного поля данного понятия. Задачи: 1.Изучить нормативно-правовые акты, материалы по проблеме этнотолерантного воспитания. 2.Сформировать нормативно - правовую базу для реализации проекта. 3.Изучить национальный состав обучающихся и выявить наличие толерантности как качества, формируемого в ходе учебно-воспитательного процесса у участников образовательного процесса и форм проявления толерантности / интолерантности. 4.Содействовать повышению квалификации педагогических работников по этнотолерантному воспитанию. 5.Развивать этнотолерантное пространство через содержание образовательных программ и разработку педагогической технологии развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса. Ожидаемый результат: 1. Расширение знаний о проблеме толерантности в триаде «ученик-родитель-учитель». 2. Участие представителей школы в обучающих мероприятиях, конференциях, семинарах, проводимых в рамках реализации инициативы «Наша новая школа». 3. Формирование нормативно – правовой и методологической базы для реализации проекта. 4. Выявление факторов и условий, влияющих на уровень формирования толерантности / интолерантности в школьном образовании. 5. Определение инструментария в работе по формированию толерантного пространства. 6. Создание программы развития толерантности в триаде «ученик-родитель-учитель». 7. Создание программы деятельности Клуба интернациональной дружбы. 8. Ведение мониторинга движения учащихся, этнического состава ОУ и др. 2 этап: март 2013 г. - август 2014 г. Цель: внедрение форм и методов работы в образовательный и воспитательный процесс через урочную и внеурочную деятельность для формирования толерантности. Задачи: 1. Апробировать технологию развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса. 2. Апробировать методики изучения школьной практики формирования толерантности в процессе обучения и воспитания. 3. Выявить зависимость процесса воспитания этнической толерантности от возрастных особенностей учащихся. 4. Создать условия для реализации Программы развития толерантности в триаде «ученик-родитель-учитель». 5. Совершенствовать тематику и формы работы Клуба интернациональной дружбы. 6. Создать материально – технические условия для внедрения инновационных технологий, форм и методов работы. Ожидаемый результат 1. Развитие этнокультурной компетентности. 2. Личностное развитие участников образовательного процесса. 3. Осознание участниками образовательного процесса взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов. 4. Материально-технические условия для внедрения инновационных технологий, форм и методов работы. 5. Деятельность школьного театра МКС «ЛЮКС» (Международная Культура Сегодня « Любим Юмор, Комедию, Сказку»). 3 этап: сентябрь 2014г. – август 2015г. Цель: анализ, обобщение и распространение опыта работы школы как полиэтнического центра в микрорайоне. Задачи: 1. Совершенствовать практику формирования и развития толерантного пространства образовательного учреждения. 2. Создать условия для удовлетворения информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников. 3. Обеспечить условия для трансформации полученных теоретических знаний в соответствующие практические умения и навыки. 4. Расширить взаимодействие со средствами массовой информации по освещению полученного опыта. 5. Совершенствовать материально – технические условия для внедрения инновационных технологий, форм и методов работы. Ожидаемый результат: 1. Динамика роста положительного имиджа школы, ее привлекательности для всех представителей этносов многонационального города. 2. Внедрение педагогической технологии развития толерантности и коррекции интолерантности участников образовательного процесса. 3. Проведение мероприятий по распространению опыта, полученного в ходе реализации проекта. 4. Готовность к открытию на базе образовательного учреждения региональной инновационной площадки (РИП) для проведения семинаров – практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками. 5. Подготовка и публикация материалов по теме проекта. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. 7. Развитие общественной активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса. 8. Создание методологической базы формирования и развития толерантности в ОУ. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику
Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта Финансирование осуществляется из нескольких источников: бюджетные, внебюджетные средства. Реализация проекта потребует приобретения за счёт средств, поступающих из внебюджетных источников, следующего оборудования:
Формы организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями Для успешной реализации поставленной цели по развитию образовательной среды школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов необходима совместная общественно значимая деятельность. Наш педагогический коллектив в этом вопросе взаимодействует с:
Формами сетевого взаимодействия выступают:
Учащиеся школы принимают участие в следующих конкурсах:
Таким образом проект объединяет усилия школы и других субъектов социокультурной среды города в развитии нового педагогического опыта по этнокультурному воспитанию. Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения
http://www.korolev-school2.narod.ru/
|